«Русское Радио» - это почти как «национальная идея», только в музыкальном плане…
Это абсолютно уникальный в мировом радиовещании продукт. Если честно, я счастлив, что русская музыка стоит несколько обособленно и может составить контент для целой радиостанции. Чем дольше это будет продолжаться, тем лучше. Потому что продукты глобализации заполонили весь мир – все едят стандартные бургеры, смотрят стандартные фильмы, слушают стандартную музыку. И наш музыкальный рынок в этом плане удерживает границы и сохраняет некую самобытность.
Но влияние западной музыки на отечественную неоспоримо!
Все тенденции, которые приходят с запада, находят воплощение в форме. То есть появляется новое звучание, сэмплы, меняется подача, но суть остается неизменной. При этом у нас своя неповторимая дорога: взять для примера страны Балтии или Украину – там крепостные стены самобытной музыки рухнули довольно-таки быстро. Евро-поп пришел туда молниеносно. И то, что этого прорыва не происходит у нас до сих пор, многих удручает. Я же, наоборот, считаю, что это огромное достоинство! Мы сохраняем свое лицо, свой внутренний музыкальный рынок в том виде, который нам больше нравится. Люди не стали слушать ту или иную музыку, потому что это модно и принято во всем мире. Остается что-то наше – родное, душевное и ни с чем несравнимое!
И это возлагает на вас определенную ответственность...
Конечно! На людях, которые имеют отношение к формированию этого контента, на мне в частности, лежит огромная ответственность. Некоторый опыт, приобретенный мной за 15 лет работы в радиобизнесе, помогает с ней справляться. Конечно, все зависит от уровня культуры, качества материала. Например, когда происходили изменения, касающиеся русского языка, допустимых правил, переносов, буквы «ё» и так далее, ко мне многие СМИ обращались за комментарием. Я тогда сказал, что на «Русском Радио» вы в последнюю очередь услышите все эти нововведения. Мы будем стараться хранить хороший русский язык и соответствовать определенному уровню качества. Есть вещи, которые, несмотря на их популярность, мы не можем себе позволить поставить в эфир, потому что мы, с нашей точки зрения, олицетворяем… пусть не все лицо России, но какую-то ее часть – возможно, улыбку. Потому что у нас позитивная радиостанция.
Как вы осуществляете отбор материала?
Наша задача угадать, какая песня вызовет наибольший отклик у людей, настраивающихся на нашу частоту. Для этого на «Русском Радио» существует художественный совет. Это профессионалы, которые несут ответственность за результат. Мы вместе принимаем решение. Музыкального материала очень много, а каждую неделю мы можем поставить в эфир одну-две, максимум три новых песни. А таковых за это время появляется десятки, даже сотни. Мы должны выбрать лучшее и подарить нашей аудитории то, что ей необходимо в данный момент.
А многие говорят про кризис в поп-музыке. Получается в этой сфере все в порядке?
Да, предложение серьезно превышает спрос, в связи с чем можно высказать огромный респект нашему шоу-бизнесу. У нас каждый год проходит церемония «Золотой Граммофон», и каждый раз я думаю: неужели через год снова наберется 25-30 мощных хитов для того, чтобы люди ради них пришли в Кремль? Ведь церемонии уже 15 лет! Но нет – иногда количество песен переваливает за необходимое.
Что интересного, на Ваш взгляд, сегодня происходит в популярной музыке?
Кто-то считает, что лирический городской романс, который многие называют «шансоном», в настоящий момент является трендом, приводя в качестве доказательств полные залы сборных концертов, удачные гастроли некоторых представителей этого жанра. Но, на мой взгляд, это ошибочное мнение. Скорее, это доказывает успех некоторых ярких представителей, исключительно как личностей. Например, Григорий Лепс, Стас Михайлов, Елена Ваенга, которые лидируют по концертным сборам в нашей стране. Они большие личности, которые перешагнули за рамки жанра и сами имеют отношение к созданию своего творчества. Если говорить о тренде – то внимание аудитории привлекают люди, которые сами сочиняют песни, а не какие-то посредственные продюсерские проекты. Людям интересно, когда человек отвечает за те слова, которые он произносит со сцены.
Вы против продюсерских проектов?
Ничего плохого в продюсерском проекте как таковом, конечно, нет! Особенно, если это сделано здорово. Вот на обложке Billboard группа «Серебро» - это абсолютно продюсерский проект Макса Фадеева. Это его музыка, бэк-вокалы, он думает над имиджем, он принимает участие в съемке каждого клипа, он соучастник всего этого действа. То есть их четверо, но у него, возможно, не такая красивая грудь, поэтому его нет на обложке! (Смеется). Количество профессиональных продюсеров в нашей стране достаточно ограничено. Кто такой продюсер? Некий осьминог Пауль, мультимедийное существо, которое сможет проконтролировать не только внешний облик артиста, но и саунд-продакшн, продвинуть продукт на рынке, прорекламировать его правильно, четко попасть в потребности целевой аудитории, угадать нишу, ее освоить – это же бизнес. В слове шоу-бизнес два корня. У нас же люди умудряются заниматься либо одним, либо другим, хотя одно без другого невозможно! И, разумеется, каждый из таких продюсеров не может набрать по двадцать, сорок, пятьдесят проектов. Хотя такие попытки были. Проекту нужно уделять время и внимание.
Прессинг со стороны продюсеров велик?
В последнее время я все чаще задумываюсь о своей карме! Я понимаю этих людей, ведь с их точки зрения от меня зависит успех или провал их проекта. А это деньги, силы, огромная работа. И если «Русское Радио» говорит: «нет, ребята, извините, это нам не подходит», многие люди винят нас в том, что у них что-то не получилось. Поэтому мы находимся под постоянным и огромным прессингом! Только мы не являемся богами или полубогами, которые решают судьбы современного шоу-бизнеса. Но, так или иначе, нужно помнить, что мы работаем, прежде всего, для нашей аудитории. Если мы считаем, что та или иная песня не должна появляться в эфире, значит, мы думаем, что она не будет пользоваться успехом у слушателей. И это не принесет пользы никому – ни радиостанции, ни исполнителю. Есть и другая сторона медали: очень многие продюсеры приходят сюда консультироваться и с благодарностью принимают рекомендации. Ведь некоторые хотят только, чтобы песня зазвучала на «Русском Радио», а другие - чтобы артист добился успеха. Вторые смотрят дальше и не воспринимают менеджеров радио как некую препону. В то же время мы никогда не боимся признавать свои ошибки, и если вдруг отвергнутая нами песня пошла в народ, стала популярна или даже заиграла на радиостанциях конкурентов, мы обязательно к ней возвращаемся
И часто делаете ошибки?
Конечно, такое случается. Ведь музыка это творчество, а в творчестве формулы успеха не существует. Необходимо чутье, чтобы угадать тенденции, а уже потом на помощь приходит наука, в частности, маркетинг.
Можете спрогнозировать, что будет популярно через год или пять?
Наверное, нет. Есть много менеджеров, которые любят заниматься прогнозами. Можно спрогнозировать тенденции с помощью западной кальки. В Европе и США многие популярные форматы создаются таким образом: если хочешь освоить аудиторию 30-35 лет, смотришь музыку, которая пользовалась популярностью 15 лет назад, когда этим людям было по 18-20 лет – самое счастливое время: первая любовь, студенчество и все такое. И создаешь некий ретро-формат. Если вы хотите понять, что будет пользоваться спросом в 2018 году, послушайте, что было популярно в 2000-м. Определенная цикличность все-таки существует. Но к нашему рынку я бы не подходил с такими принципами, потому что очень сильно влияние и социальное, и политическое, и бытовое. При этом российская аудитория очень самобытна, порой непредсказуема. И замечательно, что она такая! Это крайне интересно.
А вы чувствуете, как меняется ваша аудитория?
Я бы не сказал, что аудитория меняется. Меняется ее вкус и потребности. В начале 2000-х было много фриков: Сердючка, Жуки, Леприконсы. В топе был юмор, а сейчас наступил более лиричный период. Есть потребность в душевности. Главное - эти тенденции уловить. Радио очень подвижный продукт – оно тоже постоянно меняется. Нельзя сказать: мы нашли удачную фишку, сделали четыре программы, поставили песни в эфир и все, сели и отдыхаем. Для этого и существует замечательный инструмент - маркетинг, и главное - команда профессионалов, которые придумывают каждый день что-то новое.
Как с помощью маркетинга уловить, что время юмора и фриков прошло, а настало время лирики?
Маркетинг – это только один из инструментов, но один из наиболее важных. Мы регулярно проводим встречи с нашей целевой аудиторией, заказываем фокус-группы. Но еще, конечно, существует какое-то чутье. У человека, который возглавляет этот процесс, должно быть внутреннее понимание и ощущение дыхания времени. Сейчас еще, слава Богу, есть много режиссеров, которые подарили нам великолепные картины – мы их пересматриваем каждый год. Под новый год, например, потому что они пахнут мандаринами и салатом оливье. И вдруг эти же самые люди начинают снимать какие-то странные фильмы, которые никому не нужны. Я думаю, что одна из причин этого – полная потеря связи с окружающим миром.
Сегодня одна из главных тенденций в окружающем мире – интернет. Как вы относитесь к онлайн-радио, когда можно верстать эфир под себя?
Это было и раньше: запиши на компакт-диск все, что тебе нравится, и слушай. Но почему-то люди продолжают настраиваться на любимые частоты. Благодаря доверию или эффекту неожиданности, который создает то или иное произведение, внезапно зазвучав в эфире. Хорошая, правильно спрограммированная радиостанция может дать людям не только музыкальные новинки, но и общение, связь с ведущими. Ди-джеи «Русского Радио» несут в этом плане большую ответственность по сравнению со всеми остальными радиостанциями, потому что у нас серьезные требования не только к музыке, но и смыслу. Нашим слушателям небезразлично, какие слова звучат между музыкальными произведениями. Им хочется, чтобы с ними вели разговор интересный и с чувством юмора.
Конечно, интернет – великая сила и он будет только развиваться. Но пока на данный момент нет какого-то уникального предложения! Если было бы так просто сделать радио, то у всех были бы популярные радиостанции. То же самое и с музыкой - если бы каждый знал секрет успеха, то завтра все были бы богатыми и знаменитыми. Но в это, помимо маркетинга, пиара, менеджмента, техники, денег, должны быть заложены какая-то магия, волшебство...
Кстати, по поводу денег. Вам их приносят?
Вот такими пачками! И уносят… У нас до сих пор существует мнение, что нужно кому-то дать денег, чтобы стать знаменитым. Это не так. С нами можно сотрудничать на совершенно открытом, профессиональном уровне. Просто на рынке присутствует огромное количество мошенников. Я говорю не о тех примитивных дельцах, которые звонят, в том числе, и мне с предложением перечислить тысячу рублей на кошелек веб-мани, чтобы получить машину, которую я, якобы, выиграл на «Русском Радио».
Очень многие хотят стать звездами, и у них есть деньги. Поэтому эти люди спешат отдать их не очень добросовестным продюсерам, которые гарантируют им какие-то эфиры, а потом исчезают с этими деньгами. Или композиторам, которые обещают написать 100% хит. Как это можно обещать? У меня в день появляется 20 дисков с такими хитами. Я слушаю, потому что считаю, если человек приложил усилия, написал песню, он имеет шанс. Может, там окажется что-то стоящее. Тот же Григорий Лепс песню «Рюмка водки на столе» купил за 300 долларов по случаю. Представить сегодня караоке без этой песни невозможно. Ее реальная стоимость огромна. Поэтому каждый человек имеет шанс на успех. И в нашем эфире появляются песни – просто вот с этого стола. То есть, первый шанс «Русское Радио» дает, а уж как им воспользоваться – зависит во многом от артиста.
Ну, и главная тенденция, на мой взгляд, состоит в том, что на первый план сегодня выходит контент. Уровень креатива, его качество, способность создать оригинальный продукт – это решает все. Это касается, как программной политики, так и музыкального материала. Сегодня уже мало быть звездой для того чтобы любой твой опус слушали с удовольствием. Огромный выбор продуктовых линеек дает возможность слушателю в любую секунду переключиться на волну, где он точно найдет необходимое. Навязать что-то, заставить полюбить сегодня практически невозможно. И побеждают те, кто помнит об этом.
Текст: Кирилл Сидоров, Billboard
Интервью опубликовано в журнале Billboard №12 (38), декабрь 2010
Это абсолютно уникальный в мировом радиовещании продукт. Если честно, я счастлив, что русская музыка стоит несколько обособленно и может составить контент для целой радиостанции. Чем дольше это будет продолжаться, тем лучше. Потому что продукты глобализации заполонили весь мир – все едят стандартные бургеры, смотрят стандартные фильмы, слушают стандартную музыку. И наш музыкальный рынок в этом плане удерживает границы и сохраняет некую самобытность.
Но влияние западной музыки на отечественную неоспоримо!
Все тенденции, которые приходят с запада, находят воплощение в форме. То есть появляется новое звучание, сэмплы, меняется подача, но суть остается неизменной. При этом у нас своя неповторимая дорога: взять для примера страны Балтии или Украину – там крепостные стены самобытной музыки рухнули довольно-таки быстро. Евро-поп пришел туда молниеносно. И то, что этого прорыва не происходит у нас до сих пор, многих удручает. Я же, наоборот, считаю, что это огромное достоинство! Мы сохраняем свое лицо, свой внутренний музыкальный рынок в том виде, который нам больше нравится. Люди не стали слушать ту или иную музыку, потому что это модно и принято во всем мире. Остается что-то наше – родное, душевное и ни с чем несравнимое!
И это возлагает на вас определенную ответственность...
Конечно! На людях, которые имеют отношение к формированию этого контента, на мне в частности, лежит огромная ответственность. Некоторый опыт, приобретенный мной за 15 лет работы в радиобизнесе, помогает с ней справляться. Конечно, все зависит от уровня культуры, качества материала. Например, когда происходили изменения, касающиеся русского языка, допустимых правил, переносов, буквы «ё» и так далее, ко мне многие СМИ обращались за комментарием. Я тогда сказал, что на «Русском Радио» вы в последнюю очередь услышите все эти нововведения. Мы будем стараться хранить хороший русский язык и соответствовать определенному уровню качества. Есть вещи, которые, несмотря на их популярность, мы не можем себе позволить поставить в эфир, потому что мы, с нашей точки зрения, олицетворяем… пусть не все лицо России, но какую-то ее часть – возможно, улыбку. Потому что у нас позитивная радиостанция.
Как вы осуществляете отбор материала?
Наша задача угадать, какая песня вызовет наибольший отклик у людей, настраивающихся на нашу частоту. Для этого на «Русском Радио» существует художественный совет. Это профессионалы, которые несут ответственность за результат. Мы вместе принимаем решение. Музыкального материала очень много, а каждую неделю мы можем поставить в эфир одну-две, максимум три новых песни. А таковых за это время появляется десятки, даже сотни. Мы должны выбрать лучшее и подарить нашей аудитории то, что ей необходимо в данный момент.
А многие говорят про кризис в поп-музыке. Получается в этой сфере все в порядке?
Да, предложение серьезно превышает спрос, в связи с чем можно высказать огромный респект нашему шоу-бизнесу. У нас каждый год проходит церемония «Золотой Граммофон», и каждый раз я думаю: неужели через год снова наберется 25-30 мощных хитов для того, чтобы люди ради них пришли в Кремль? Ведь церемонии уже 15 лет! Но нет – иногда количество песен переваливает за необходимое.
Что интересного, на Ваш взгляд, сегодня происходит в популярной музыке?
Кто-то считает, что лирический городской романс, который многие называют «шансоном», в настоящий момент является трендом, приводя в качестве доказательств полные залы сборных концертов, удачные гастроли некоторых представителей этого жанра. Но, на мой взгляд, это ошибочное мнение. Скорее, это доказывает успех некоторых ярких представителей, исключительно как личностей. Например, Григорий Лепс, Стас Михайлов, Елена Ваенга, которые лидируют по концертным сборам в нашей стране. Они большие личности, которые перешагнули за рамки жанра и сами имеют отношение к созданию своего творчества. Если говорить о тренде – то внимание аудитории привлекают люди, которые сами сочиняют песни, а не какие-то посредственные продюсерские проекты. Людям интересно, когда человек отвечает за те слова, которые он произносит со сцены.
Вы против продюсерских проектов?
Ничего плохого в продюсерском проекте как таковом, конечно, нет! Особенно, если это сделано здорово. Вот на обложке Billboard группа «Серебро» - это абсолютно продюсерский проект Макса Фадеева. Это его музыка, бэк-вокалы, он думает над имиджем, он принимает участие в съемке каждого клипа, он соучастник всего этого действа. То есть их четверо, но у него, возможно, не такая красивая грудь, поэтому его нет на обложке! (Смеется). Количество профессиональных продюсеров в нашей стране достаточно ограничено. Кто такой продюсер? Некий осьминог Пауль, мультимедийное существо, которое сможет проконтролировать не только внешний облик артиста, но и саунд-продакшн, продвинуть продукт на рынке, прорекламировать его правильно, четко попасть в потребности целевой аудитории, угадать нишу, ее освоить – это же бизнес. В слове шоу-бизнес два корня. У нас же люди умудряются заниматься либо одним, либо другим, хотя одно без другого невозможно! И, разумеется, каждый из таких продюсеров не может набрать по двадцать, сорок, пятьдесят проектов. Хотя такие попытки были. Проекту нужно уделять время и внимание.
Прессинг со стороны продюсеров велик?
В последнее время я все чаще задумываюсь о своей карме! Я понимаю этих людей, ведь с их точки зрения от меня зависит успех или провал их проекта. А это деньги, силы, огромная работа. И если «Русское Радио» говорит: «нет, ребята, извините, это нам не подходит», многие люди винят нас в том, что у них что-то не получилось. Поэтому мы находимся под постоянным и огромным прессингом! Только мы не являемся богами или полубогами, которые решают судьбы современного шоу-бизнеса. Но, так или иначе, нужно помнить, что мы работаем, прежде всего, для нашей аудитории. Если мы считаем, что та или иная песня не должна появляться в эфире, значит, мы думаем, что она не будет пользоваться успехом у слушателей. И это не принесет пользы никому – ни радиостанции, ни исполнителю. Есть и другая сторона медали: очень многие продюсеры приходят сюда консультироваться и с благодарностью принимают рекомендации. Ведь некоторые хотят только, чтобы песня зазвучала на «Русском Радио», а другие - чтобы артист добился успеха. Вторые смотрят дальше и не воспринимают менеджеров радио как некую препону. В то же время мы никогда не боимся признавать свои ошибки, и если вдруг отвергнутая нами песня пошла в народ, стала популярна или даже заиграла на радиостанциях конкурентов, мы обязательно к ней возвращаемся
И часто делаете ошибки?
Конечно, такое случается. Ведь музыка это творчество, а в творчестве формулы успеха не существует. Необходимо чутье, чтобы угадать тенденции, а уже потом на помощь приходит наука, в частности, маркетинг.
Можете спрогнозировать, что будет популярно через год или пять?
Наверное, нет. Есть много менеджеров, которые любят заниматься прогнозами. Можно спрогнозировать тенденции с помощью западной кальки. В Европе и США многие популярные форматы создаются таким образом: если хочешь освоить аудиторию 30-35 лет, смотришь музыку, которая пользовалась популярностью 15 лет назад, когда этим людям было по 18-20 лет – самое счастливое время: первая любовь, студенчество и все такое. И создаешь некий ретро-формат. Если вы хотите понять, что будет пользоваться спросом в 2018 году, послушайте, что было популярно в 2000-м. Определенная цикличность все-таки существует. Но к нашему рынку я бы не подходил с такими принципами, потому что очень сильно влияние и социальное, и политическое, и бытовое. При этом российская аудитория очень самобытна, порой непредсказуема. И замечательно, что она такая! Это крайне интересно.
А вы чувствуете, как меняется ваша аудитория?
Я бы не сказал, что аудитория меняется. Меняется ее вкус и потребности. В начале 2000-х было много фриков: Сердючка, Жуки, Леприконсы. В топе был юмор, а сейчас наступил более лиричный период. Есть потребность в душевности. Главное - эти тенденции уловить. Радио очень подвижный продукт – оно тоже постоянно меняется. Нельзя сказать: мы нашли удачную фишку, сделали четыре программы, поставили песни в эфир и все, сели и отдыхаем. Для этого и существует замечательный инструмент - маркетинг, и главное - команда профессионалов, которые придумывают каждый день что-то новое.
Как с помощью маркетинга уловить, что время юмора и фриков прошло, а настало время лирики?
Маркетинг – это только один из инструментов, но один из наиболее важных. Мы регулярно проводим встречи с нашей целевой аудиторией, заказываем фокус-группы. Но еще, конечно, существует какое-то чутье. У человека, который возглавляет этот процесс, должно быть внутреннее понимание и ощущение дыхания времени. Сейчас еще, слава Богу, есть много режиссеров, которые подарили нам великолепные картины – мы их пересматриваем каждый год. Под новый год, например, потому что они пахнут мандаринами и салатом оливье. И вдруг эти же самые люди начинают снимать какие-то странные фильмы, которые никому не нужны. Я думаю, что одна из причин этого – полная потеря связи с окружающим миром.
Сегодня одна из главных тенденций в окружающем мире – интернет. Как вы относитесь к онлайн-радио, когда можно верстать эфир под себя?
Это было и раньше: запиши на компакт-диск все, что тебе нравится, и слушай. Но почему-то люди продолжают настраиваться на любимые частоты. Благодаря доверию или эффекту неожиданности, который создает то или иное произведение, внезапно зазвучав в эфире. Хорошая, правильно спрограммированная радиостанция может дать людям не только музыкальные новинки, но и общение, связь с ведущими. Ди-джеи «Русского Радио» несут в этом плане большую ответственность по сравнению со всеми остальными радиостанциями, потому что у нас серьезные требования не только к музыке, но и смыслу. Нашим слушателям небезразлично, какие слова звучат между музыкальными произведениями. Им хочется, чтобы с ними вели разговор интересный и с чувством юмора.
Конечно, интернет – великая сила и он будет только развиваться. Но пока на данный момент нет какого-то уникального предложения! Если было бы так просто сделать радио, то у всех были бы популярные радиостанции. То же самое и с музыкой - если бы каждый знал секрет успеха, то завтра все были бы богатыми и знаменитыми. Но в это, помимо маркетинга, пиара, менеджмента, техники, денег, должны быть заложены какая-то магия, волшебство...
Кстати, по поводу денег. Вам их приносят?
Вот такими пачками! И уносят… У нас до сих пор существует мнение, что нужно кому-то дать денег, чтобы стать знаменитым. Это не так. С нами можно сотрудничать на совершенно открытом, профессиональном уровне. Просто на рынке присутствует огромное количество мошенников. Я говорю не о тех примитивных дельцах, которые звонят, в том числе, и мне с предложением перечислить тысячу рублей на кошелек веб-мани, чтобы получить машину, которую я, якобы, выиграл на «Русском Радио».
Очень многие хотят стать звездами, и у них есть деньги. Поэтому эти люди спешат отдать их не очень добросовестным продюсерам, которые гарантируют им какие-то эфиры, а потом исчезают с этими деньгами. Или композиторам, которые обещают написать 100% хит. Как это можно обещать? У меня в день появляется 20 дисков с такими хитами. Я слушаю, потому что считаю, если человек приложил усилия, написал песню, он имеет шанс. Может, там окажется что-то стоящее. Тот же Григорий Лепс песню «Рюмка водки на столе» купил за 300 долларов по случаю. Представить сегодня караоке без этой песни невозможно. Ее реальная стоимость огромна. Поэтому каждый человек имеет шанс на успех. И в нашем эфире появляются песни – просто вот с этого стола. То есть, первый шанс «Русское Радио» дает, а уж как им воспользоваться – зависит во многом от артиста.
Ну, и главная тенденция, на мой взгляд, состоит в том, что на первый план сегодня выходит контент. Уровень креатива, его качество, способность создать оригинальный продукт – это решает все. Это касается, как программной политики, так и музыкального материала. Сегодня уже мало быть звездой для того чтобы любой твой опус слушали с удовольствием. Огромный выбор продуктовых линеек дает возможность слушателю в любую секунду переключиться на волну, где он точно найдет необходимое. Навязать что-то, заставить полюбить сегодня практически невозможно. И побеждают те, кто помнит об этом.
Текст: Кирилл Сидоров, Billboard
Интервью опубликовано в журнале Billboard №12 (38), декабрь 2010
Фото: журнал BillBoard