«Лёд 2»: Как рождалось продолжение сказки

Фильм «Лёд», вышедший в 2018 году, превзошёл ожидания своих создателей, став настоящим народным кинохитом. Поэтому не удивительно, что история любви Нади Лапшиной и Саши Горина получила-таки продолжение!

«Для меня «Лёд» — это особенный фильм, я к нему очень тепло отношусь. И хотя история там закончилась хорошо, мне казалось, что, если найти что-то новое, что-то парадоксальное, зрительская любовь к героям вновь должна сработать, — говорит продюсер картины Михаил Врубель. — При этом у нас были схожие с другими авторами фильма мнения, что если этого «чего-то» мы не находим, то делать просто сиквел ради сиквела не будем».

«Идею сиквела мы вынашивали долго, был миллион вариантов. Но нам хотелось найти что-то, что будет, с одной стороны, продолжать нашу историю, а с другой — не станет её калькой. И это оказалось самым сложным», — рассказывает автор сценария Андрей Золотарев.

«Я категорически отказывался делать сиквел «Льда», — вспоминает продюсер фильма Александр Андрющенко. — Всегда гораздо проще придумать новую оригинальную историю, чем работать над продолжением. Тем более, история казалась мне законченной. Миша Врубель полгода всячески уговаривал меня подумать над продолжением, и на одной из таких встреч родилась неожиданная идея, которая, на мой взгляд, делала сиквел сильным, новым и, главное, самостоятельным произведением. С этой минуты все понеслось с огромной скоростью. И через три месяца у нас уже был первый хороший драфт».

«Конечно, я была очень рада тому, что эта история продолжится! Я люблю этот проект и свою героиню, — рассказывает исполнительница одной из главных ролей Аглая Тарасова. — Но когда речь идёт о сиквеле, всегда есть страх, что он получится слабее, хуже, что мы разочаруем зрителя и разочаруемся сами. Но когда продюсеры раскрыли мне сюжет, я сначала подумала, что они шутят... А потом поняла, что, возможно, это единственно правильный выход. Наша сказка была закончена, и зрителю не было бы так интересно наблюдать за простым семейным счастьем этой пары».

«Саша Петров был против сиквела. Первое, что он сказал после премьеры «Льда»: «Вообще не думайте, мы вторую часть даже обсуждать не будем», — вспоминает Михаил Врубель. — Но когда у нас появилась идея фильма «Лёд 2», мы пришли к Петрову со словами: «Ты послушай нас просто сначала, а потом решишь». Рассказали ему, и он сразу ответил: «Да». Если бы Саша не согласился, никакого фильма бы не было».

«Изначально я не обрадовался тому, что фильм «Лёд» получил продолжение, не понимал, зачем оно вообще нужно. Ведь первый фильм — абсолютно законченная сказка, — говорит Александр Петров. — Но, когда мне рассказали идею сиквела, я осознал, что это здорово, что это шокирующий, но очень мощный, полный энергии ход. Хотя он и не самый главный в нашей истории. Главное — это история молодого отца и его дочки, отца, который стремится стать лучшим родителем для своего ребенка».

«Мне вначале было не по себе, потому что второй раз в одну реку не входят, — признаётся Мария Аронова, вернувшаяся к роли тренера по фигурному катанию Ирины Сергеевны Шаталиной. — Но здесь с персонажами, которые родились у нас в первом фильме, начинает что-то происходить. Эти люди начинают

как-то по-другому себя проявлять, показывать зрителю иную сторону своего характера, своих эмоций. Было страшно. Но было интересно».

После того, как первый вариант сценария был готов, продюсеры обратились к Жоре Крыжовникову за экспертной оценкой материала. «Мы попросили его прочитать сценарий, чтобы услышать комментарии. Мы к нему, как к драматургу, относимся с большим пиететом, и нам была важна его реакция», — поясняет продюсер Михаил Врубель. «Мы так часто делаем — обмениваемся мнениями, помогаем друг другу, — продолжает продюсер фильма Александр Андрющенко. — Он прочитал, и сценарий ему понравился. А дальше, практически в шутку, я предложил ему снять эту историю. И тут всё завертелось».

Создатели отмечают, что как только Крыжовников взял на себя режиссуру картины, сценарий пришлось переписывать под него. Ведь у него есть своё видение, свои требования к достоверности истории, своё понимание жанра.

«Фильм «Лёд 2» должен быть совсем другим фильмом, с другой энергией. И я сильно переживал на тему того, кто же займет кресло режиссёра, — признается Александр Петров. — А когда узнал, что это будет Жора, расслабился полностью, потому что он именно тот человек, который может вывести историю на новый уровень».

«Жора Крыжовников очень образованный, начитанный, с большим опытом, и не похожий ни на кого режиссёр. Он умеет как-то незаметно, очень деликатно вести тебя в том направлении, в котором ему нужно, — говорит исполнительница роли социального работника Анны Надежда Михалкова. — Мне было

интересно работать с ним, наблюдать за его методикой и отдельным подходом к каждому артисту».

В фильме «Лёд 2» собрался мощнейший актёрский состав. К артистам из первой части — Аглае Тарасовой, Александру Петрову и Марии Ароновой — присоединились Надежда Михалкова, Юлия Хлынина, Сергей Лавыгин и юная актриса Вита Корниенко.

Девятилетняя Вита сыграла дочь Нади Лапшиной и Саши Горина — Надю. Подготовка девочки к съёмкам проходила плотно. До этого она никогда профессионально не занималась спортом, поэтому начала усиленно приводить себя в форму: ежедневно отжималась, делала упражнения на нужные мышцы, развивала координацию, растягивалась и параллельно занималась с тренером на льду. «Первый «Лёд» — красивый и романтичный фильм. Я пересматривала его несколько раз и всегда плакала. Кастинг в сиквел на роль маленькой Нади был огромный, было очень много детей, — вспоминает Вита. — И когда я узнала, что меня утвердили, наверное, была самым счастливым человеком в тот момент. Мне кажется, все соседи слышали, как я визжу и прыгаю от восторга».

«Виту нельзя назвать начинающей актрисой, она уже матёрая, не смотря на свой юный возраст, — говорит Александр Петров. — Мы уже не раз встречались на съёмочной площадке и вместе вели «Кинотавр». Я поражен её профессионализмом, тем, как работает эта маленькая девочка, насколько чётко она всё

знает, насколько она вовлечена и включена в процесс. Она очень талантливая. И я хотел бы быть её ангелом-хранителем и оберегать её и после фильма. Я надеюсь, наша дружба с ней продолжится».

Актрису на роль социального работника Анны искали долго. И когда среди прочих появилась кандидатура Надежды Михалковой, оказалось, что артистка уехала в отпуск с детьми и на связь выходить отказалась. «Я пообещала детям целый месяц провести только с ними и не заниматься никакой работой, — рассказывает Михалкова. — Но мой агент мне всё-таки позвонила, сообщила название проекта, перечислила команду, и мне, как человеку творческому, естественно, стало интересно. В общем, мне прислали описание героини и попросили записать самопробы. Это было очень смешно. Моя сестра меня снимала и говорила текст за героя Саши Петрова, да с такой великолепной подачей, что мы шутили, что Аня «подсидит» Сашу Петрова в этом фильме и отберёт его роль... В общем, в итоге всё получилось и после отпуска я отправилась на съёмки».

Поиск артистки на роль Риты также занял много времени. А когда появилось предложение попробовать Юлию Хлынину, для многих это стало неожиданностью. «Я удивилась, когда мне предложили сыграть эту героиню, — признаётся Юлия. — Она молодая, красивая, успешная, но сердце холодное. Это проявляется в диалоге, в манере общения, в её ценностях. У нее как будто чёрная дыра внутри, которая втягивает в себя все живое. Эта роль была у меня на сопротивлении. На последней смене я честно сказала, что мне было непросто её играть. Но и интересно».

Сергея Лавыгина в картину Жора Крыжовников пригласил лично. «Тогда ещё даже сценария не было, Жора предложил мне сыграть тренера по хоккею, и раскрыл некоторые основные повороты сюжета, — вспоминает актёр. — Я сразу согласился. Мы давно дружим, много раз работали вместе, в разных форматах: в театре, на телевидении и в кино. Жора — настоящий мастер и работать с ним одно удовольствие».

В картине звучит шесть широко известных, любимых многими композиций: «Аллилуйя», «Нас не догонят», «Тополиный пух», «Прекрасное далеко», «Озеро надежды» и «Сансара». Песня Басты «Сансара» была выбрана в самом начале работы над проектом, когда режиссёр только читал первый вариант сценария, в котором его очень зацепила история отца и дочки.

«Ещё на первой встрече с Жорой мы говорили о том, что «Лёд 2» надо снимать только в том случае, если мы найдем хороший музыкальный материал. Главное, что мы нашли ещё на этапе первого драфта — это кульминация истории, номер «Сансара». Как-то сразу было понятно, что это будет попадание, настоящий катарсис. Так оно и случилось. Остальные номера мы подбирали довольно долго. Но главное, чем мы руководствовались — это максимально широкий эмоциональный диапазон музыкального материала. В этом смысле вторая часть «Льда», наверное, гораздо более зрительское кино, если так можно выразиться», — говорит Александр Андрющенко.

«В фильме «Лёд 2» мы докопались, как мне кажется, до глубинного ощущения хитов разных лет. И все они очень точно заняли свои места в сценарии. Мне здесь нравятся абсолютно все номера», — добавляет Михаил Врубель.

Съёмки фильма начались в марте 2019-го на Байкале, природа которого настолько уникальна, что показать её на экране можно только благодаря реальным кадрам со знаменитого озера. А весь Иркутск, в котором разворачивается действие фильма, снимался... в Москве. В том числе и летом, хотя большинство событий истории происходят зимой. Кстати, из-за невероятно теплого декабря все натурные объекты и в этот месяц пришлось засыпать искусственным снегом.

По признанию Виты Корниенко, съёмки на Байкале оказались для неё самыми трудными: «Очень сложно было на льду удержать траекторию движения и не вылететь из-за сильного ветра из кадра».

Самой сложной для Аглаи Тарасовой стала сцена родов. «Было сложно это играть, поскольку я сама ещё не рожала. В какой-то момент у меня даже начало темнеть в глазах из-за сбивающегося дыхания», — признаётся актриса.

Что ж, пришло время оценить то, что получилось! При информационной поддержке «Русского Радио» картина выходит в прокат 14 февраля!