Красная дорожка: всё о главных кинофестивалях мира

Всё внимание кинематографистов и зрителей приковано к Берлинскому кинофестивалю. На юбилейном 75‑м смотре уже состоялась премьера нового фильма знаменитого режиссёра Пон Джун-хо. В конкурсной программе представлены картины с участием известных актрис, таких как Маргарет Куолли, Эмма Маки и Джессика Честейн. Издание Киноафиша рассказывает, какие кинофестивали стоят внимания и зачем они вообще нужны.

Фестивали, подобно «Золотому глобусу» и «Оскару», награждают лучшие фильмы, однако перед этим проводятся двухнедельные просмотры номинантов. Кинематографисты, студийные представители и журналисты погружаются в расписание, которое не оставляет времени на отдых. Несмотря на большую нагрузку, кинокритики участвуют в этих марафонах ради эмоциональных впечатлений и возможности первыми увидеть важные фильмы. Также на фестивалях есть программы для дебютантов и документального кино, где можно найти уникальные фильмы, которые могут никогда не попасть в широкий прокат.

Кинематографисты участвуют в фестивалях для обмена опытом, получения признания и продвижения карьеры. Победа в Каннах может открыть путь к оскаровской гонке и сотрудничеству с крупными дистрибьюторами. Мастер-классы и пресс-конференции на фестивалях помогают рекламировать новые фильмы, а отзывы прессы влияют на кассовые сборы. На кинофестивалях решаются важные вопросы, в том числе, какие зарубежные фильмы увидит российский зритель в следующем году.

Фестивали сегодня претерпевают значительные изменения, стремясь поддерживать голоса меньшинств и представлять кино из малознакомых стран. Однако за внешней инклюзивностью скрывается проблема коммерциализации, когда крупные студии делают выгодные сделки, игнорируя художественную ценность фильмов, что ставит независимые проекты в невыгодное положение.

Красные дорожки и гламурные наряды на кинофестивалях создают акцент на внешнем облике, а не на содержании. Это приводит к тому, что места на фестивалях часто отдают известным личностям, препятствуя новым талантам, поскольку решения принимаются с учётом интересов спонсоров и рекламодателей.

Хотя фестивали пытаются стать инклюзивнее, реальные изменения происходят медленно. В 2023 году в Каннах впервые была избрана женщина-президент. Фестивали остаются средством для сделок и демонстрации роскоши, а не полноценными площадками для творчества. Тем не менее, они продолжают привлекать кинематографистов, журналистов и зрителей, оставаясь праздником кино и возможностью для общения.

Венецианский кинофестиваль (Италия)

Венецианский кинофестиваль, стартовавший 6 августа 1932 года с показа фильма Рубена Мамуляна «Доктор Джекилл и Мистер Хайд», стал первым в мире. В первые годы он находился под влиянием фашистской идеологии, но изменения начали происходить в 1963 году благодаря Луиджи Кьярини, который выступил против политического вмешательства. В 1979 году режиссёр Карло Лиццани создал комитет экспертов для улучшения программы фестиваля.

Сегодня фестиваль проходит на острове Лидо, куда критики добираются на общественном транспорте, который называется вапоретто, наслаждаясь красотами Венеции. С конца августа до середины сентября остров становится оживлённым местом, где проводятся показы традиционных фильмов и конкурс VR-кино. Фестиваль также является частью Венецианской биеннале, совмещая кино с выставками современного искусства, архитектуры, музыки и танца.

Каннский кинофестиваль (Франция)

Каннский кинофестиваль, основанный в 1946 году, стал ответом на фашистский Венецианский кинофестиваль. Идея возникла ещё в 1939 году, но Вторая мировая война приостановила его проведение. После войны фестиваль начал поддерживать индивидуальных авторов, что иногда приводило к скандалам, как. например, в 1968 году во время студенческих протестов. Канны долго ассоциировались с консерватизмом, и только в 2023 году на посту президента фестиваля впервые оказалась женщина. «Золотую пальмовую ветвь» пока получили лишь три женщины: Джейн Кэмпион, Жюлия Дюкорно и Жюстин Трие. Фестиваль продолжает поддерживать своих постоянных участников. Канны имеют элитарный статус: на показы допускаются только приглашённые и аккредитованные гости, а билеты можно купить лишь на одну программу в небольшом кинозале. Существует инициатива «3 дня в Каннах», позволяющая студентам посетить фестиваль, если они отправят эссе о любви к кино.

Берлинский кинофестиваль (Германия)

Берлинский кинофестиваль, основанный после войны союзниками для возрождения культуры города, открылся фильмом «Ребекка» Альфреда Хичкока. Первоначально жюри было немецким, но через пять лет состав участников стал международным. С 1978 года фестиваль проходит в феврале, и его новый директор Вольф Доннер стал акцентировать внимание на национальном кинематографе и молодых режиссёрах. После падения Берлинской стены фестиваль начал показывать фильмы и в восточной части города, сначала привнеся много голливудских лент, но позже вернувшись к европейскому кино. Берлин часто имеет менее интересную программу среди крупных фестивалей из-за политизированности, но в 2021 году он стал первым, кто упразднил категории «лучшая мужская и женская роль». Кроме того, фестиваль отличается доступностью для зрителей и возможностью легко приобрести билеты.

«Сандэнс» (США)

Фестиваль был основан Робертом Редфордом в 1985 году как фестиваль независимого кино. Он стремился поддерживать молодые таланты и репрезентацию слабо представленных групп. Критический прорыв произошёл в 1989 году с успехом фильма «Секс, ложь и видео» Стивена Содерберга. Сандэнс славится инклюзивностью и экспериментальными проектами, несмотря на недостатки зимних показов и сложную инфраструктуру. После пандемии фестиваль также предложил онлайн-показ.

Кинофестиваль в Торонто, TIFF (Канада)

Фестиваль задуман как «фестиваль фестивалей», который демонстрирует лучшие картины года. Он привлекает звёзд и выделяет национальное кино. TIFF стал местом для новых талантов и получил признание за премьеры фильмов. Премии вручаются главным образом канадским фильмам, а награда зрительских симпатий часто приводит к оскаровским победам.

Другие фестивали:

SXSW в Остине (США) начинается как музыкальное событие, затем включает технологии и ориентируется на молодежь.

Кинофестиваль в Сан‑Себастьяне (Испания) собирает лучшие фильмы без акцента на эксклюзивность.

Фестиваль в Карловых Варах (Чехия) — один из старейших, акцентирующий внимание на региональных проектах.

Фестиваль «Трайбека» (США) был основан после 11 сентября и поддерживает некоммерческое кино и современные искусства.

Источник/Фото: PXHERE